09 сентября 2022


Здесь рождаются новые блюда дальневосточного стритфуда и зажигаются звёзды гастроиндустрии, самой младшей из которых недавно исполнилось 16 лет. Горожан и туристов привлекают особая атмосфера и вкусная еда. Главная гастрономическая улица Владивостока PrimFoodStreet принимает гостей до 18 сентября, а потом закроется до нового летнего сезона.

Гастрономическое явление родом из Владивостока

«Это особое удовольствие: приехать во Владивосток в конце туристического сезона, прогуляться по центру, купить, например, мидий в авторском соусе и есть их прямо на улице», – говорит хабаровчанка Анастасия Матвеева, выбирая у одного из «домиков» на PrimFoodStreet, чем бы полакомиться. На этот раз выбор пал на жареные японские пельмешки «гёдза» с креветкой.

Дальневосточный стритфуд («уличная еда») – новое, но уже вполне самодостаточное явление в гастрономической культуре. В нём смешались кулинарные традиции Азии, Европы и России, добавлены дары Японского моря и Уссурийской тайги. Владивосток удивляет гостей разнообразием аутентичных блюд, которые можно купить навынос, есть прямо на улице, любуясь городскими морскими пейзажами.

Развитию стритфуда во Владивостоке во многом способствовала пандемия и… Море. Точки продаж уличной еды не попали под коронавирусные ограничения, в отличие от кафе и ресторанов. Простота подачи, быстрая скорость приготовления, доступная цена, зрелищность и атмосфера портового города – эти факторы делают стритфуд привлекательным для горожан и туристов.

«Была задача поддержать общепит в сложные времена – дать им возможность работать на выгодных условиях. И в то же время хотелось, чтобы во Владивостоке появилось ещё одно общественное пространство, стильное, современное, которое бы нравилось горожанам и туристам», – рассказывает Андрей Шевченко, директор Центра поддержки предпринимательства Приморского края «Мой бизнес». Так, с 2020 года на перекрёстке улиц Адмирала Фокина и Семёновской, где раньше был незаконный рынок, появилась гастрономическая улица PrimFoodStreet.

На средства краевого бюджета были построены семь «домиков»-павильонов, уличное кафе, сцена и, что немаловажно, современный туалет. Всё пространство оформлено в едином стиле под ключ. Приморские предприниматели, работающие в сфере общепита, могут взять «домик» в аренду по льготной цене от 1300 до 1500 рублей в день и готовить еду навынос.

Стритфуд от ресторанов и молодых предпринимателей

Уличной едой на Фокина гостей кормят и известные в городе рестораны, и начинающие гастропредприниматели. К летнему сезону все участники разрабатывают новые авторские блюда дальневосточного стритфуда. «Это первый сезон, когда мы продаём уличную еду на PrimFoodStreet, и мы довольны результатом. Мы получили дополнительный поток гостей в ресторан. Люди попробовали наши стритфуд-блюда здесь, а потом пришли отдохнуть к нам в ресторан», – говорит Яна Андреева, управляющая рестораном PastaMore.

В этом году один из семи павильонов занимают только начинающие предприниматели. Для них это возможность реализовать свои идеи, заработать и получить опыт участия в сложном проекте.

«Перед тем, как начать работать на PrimFoodStreet, молодые предприниматели прошли обучение, как вести бизнес в сфере локальной дальневосточной кухни. А на гастроулице выстраивают бизнес-процессы в реальных условиях и при этом без серьёзных вложений. Практически ничем не рискуя», – рассказывает руководитель лаборатории молодёжных гастростартапов дальневосточной кухни Татьяна Заречнева. По итогам тестовых испытаний оказалось, что технологию изготовления корейского пянсе в виде головы тигра нужно усовершенствовать, иначе гость в ожидании блюда умрёт с голоду. Хрустящей лепёшке «ням» с мясом камчатского краба опытные рестораторы прогнозировали провал («браконьерский краб продаётся в багажниках на каждом перекрёстке»), а блюдо тем не менее идёт на ура.

Самому молодому гастропредпринимателю исполнилось 16 лет. Школьница из Хабаровска Полина Ольховая делает леденцы без сахара и с дальневосточными вкусами – сосновая шишка, клюква, брусника, спасский арбуз. Первые продажи были стихийными, в школе, одноклассникам. В этом году всё по-взрослому: бизнес-проект «Леденцы от Полины» вышел на межрегиональный уровень.

Есть, гулять по центру, танцевать и слушать джаз

Уличная еда всегда подаётся вместе со зрелищами. Для покупателей так намного вкуснее, а у точек общепита – больше заказов. Поэтому в центре PrimFoodStreet построена сцена, по пятницам и субботам с 20:00 играет живая музыка. До закрытия летнего сезона ещё можно успеть посетить несколько бесплатных концертов. В эту пятницу, 9 сентября, выступят дуэт Ильи Лушникова и Игоря Петухина и группа «Море солнца». В субботу, 10 сентября, – группа Gangry Cat и квартет Василисы Макаровой.

Владивостокская гастроулица стала популярна и за пределами города. Съёмочная группа НТВ приезжала снимать здесь программу «Поедем – поедим». На всероссийском конкурсе в сфере поддержки малого бизнеса фестиваль дальневосточного стритфуда на улице Адмирала Фокина был признан лучшим мероприятием 2021 года. Опыт предложили тиражировать на другие регионы. Возможно, к новому летнему сезону в других городах России появятся гастроулицы, организованные по принципу PrimFoodStreet. А пока во Владивостоке ещё лето, выходите на гастроулицу вкусно покушать, погулять, послушать музыку и встретиться с друзьями.